В рамках плана деятельности (Дорожной карты) МОП ДОО № 70 г. Белгорода по апробации и внедрению муниципальной модели профориентационной работы «Профессиональный старт в будущее» в части «дошкольное образование» посредством использования технологии «Промышленный туризм» на базе опорной площадки нашего детского сада 15 сентября 2020 года прошел первый теоретический семинар «Профориентационный минимум для дошкольников. Актуальность и социальная значимость в ознакомлении дошкольников с миром профессий и ранней профориентационной работы в ДОО».
На семинаре присутствовали педагоги — старшие воспитатели ДОО №№ 5,69,64, 59,66, закрепленных за опорной площадкой нашего детского сада.
Целью семинара было:
- повышение уровня компетентности педагогов ДОО г. Белгорода по вопросам внедрения в образовательную деятельность модели «Профессиональный старт в будущее», части, касающейся дошкольного образования, посредством внедрения в образовательную деятельность направления промышленный туризм.
- организация эффективного взаимодействия между педагогами ДОО -опорными площадками и педагогами закрепленными за МОП, внедряющих муниципальную модель «Профессиональный старт в будущее» с использованием направления промышленного туризма.
- Организационно-методическое, информационное сопровождение ДОО в процессе внедрения модели в деятельность образовательных организаций.
Старший воспитатель Иванчик Л.Н. ознакомила педагогов с моделью
профориентационного минимума, разработанного авторским коллективом ДОО города Белгорода, его концепцией.
Концепция ранней профориентации обучающихся дошкольных образовательных организаций предполагает:
— выполнение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования определённых в Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования, согласно которых дошкольник должен обладать положительным отношением к различным видам труда.
— выполнение основной образовательной программы дошкольной образовательной организации и является подготовительным этапом для организации профориентации на этапе дошкольного и начального образования в образовательных организациях. Она направлена на воспитанников, педагогических работников и родителей, как главных участников образовательной деятельности организации.
Концепция по апробации и внедрению муниципальной модели профориентационной работы с обучающимися дошкольного возраста с включением технологии «промышленный туризм» основывается на интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО и предусматривает активное участие каждого участника образовательных отношений в различных видах деятельности и является доступной для внесения изменений в ходе ее реализации, предусматривает постоянный контроль за ее выполнением.
Старший воспитатель раскрыла перед педагогами вопрос необходимости разработки модели по профориентационной деятельности:
— значимостью данного направления деятельности в системе образования;
— координацией деятельности работников образовательных учреждений по повышению эффективности ранней профориентационной работы среди обучающихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей профессий на предприятиях города и региона;
— важностью создания взаимодействия образовательного учреждения с предприятиями города на основе признания значимости в экономике города, региона, страны.
А также познакомила непосредственно с содержанием модели профориентационного минимума, который предстоит апробировать и реализовать, с учетом ступеней профориентационной работы:
— профессии семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки);
— профессии города;
— профессии региона и страны.
Необходимо учитывать 4 уровня в апробации и реализации профориентационной модели (от 21 до 68 профессий в соответствие с возрастными особенностями детей, включая понятия определённого количества орудий труда, трудовых действий и трудовых функций.)
Поэтому педагоги должны глубоко изучить профориентационный минимум, и понять принципы его реализации.
Воспитатель Ворошилова Н.В. осветила перед аудиторией содержание профориентационной работы в ДОО, ее задачи для каждой возрастной группы.
Она пояснила, что профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Чем больше дошкольник впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.
Ранняя профориентация призвана:
— дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
— сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.
С каждой возрастной группой у детей накапливаются знания и расширяются представления о многообразии профессий одной отрасли, увеличиваются знания о новых орудиях труда, трудовых функциях и действиях.
Внедряя различные формы работы с детьми, нужно использовать дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, проектную и модельно- конструкторскую деятельность, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Таким образом, в настоящее время перед педагогами стоит очень важная и сложная задача- заложить основы первичных знаний о труде и профессиях взрослых у детей. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
С третьим вопросом семинара перед педагогами выступила воспитатель Мезинова Ю.А. В презентационной форме она познакомила педагогов с технологией своего педагогического опыта «Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма», целью которой является ознакомление старших дошкольников с профессиями посредством целевых экскурсий на промышленные предприятия г. Белгорода. Мезинова Ю.А. раскрыла задачи использования данной технологии в работе с детьми и родителями обучающихся, рассказала о содержании образования по теме данной технологии и средствах, которые использовались для достижения цели.
Педагоги- участники МОП были очень заинтересованы данным направление работы, активно обсуждали вопросы по планируемой организации и содержанию профориентационной деятельности. Было предложено создать единый банк видео, презентаций по ознакомлению дошкольников с миром профессий, включая взаимодействие с родителями по совместному созданию виртуальных экскурсий на их места работы.
Также педагогами совместно были рассмотрены вопросы по созданию мониторинга образовательной предпрофессиональной деятельности обучающихся, отражающего объективные показатели их обучения.
Только совместный кропотливый поиск эффективных форм деятельности с детьми, построенный на внедрении современных технологий, всеми участниками опорной площадки и участниками, закреплёнными за МОП, внедряющими муниципальную модель «Профессиональный старт в будущее» с использованием технологии «промышленный туризм» приведёт нас к планируемым результатам:
1. Повышение уровня профессиональных, социокультурных компетенций педагогов.
2. Возрастание эффективности воздействия образовательно-развивающей среды дошкольного учреждения на целостное развитие личности в контексте реализуемой модели.
3. Обеспечение условий для развития образного, логического, технического,
творческого мышления, интеллекта обучающихся по вопросам ранней профориентации достаточного для успешного продолжения образования в начальной школе.
4. Определение целостной системы профориентационной работы взаимодействия педагогов, родителей и социума по развитию и адресной поддержки детей.
Воспитатели Ворошилова Н.В.,Калугина Е.В.