Семинар «Разработка плана проекта образовательной деятельности по направлению «промышленный туризм»

Автор: | 27.01.2021

В рамках плана деятельности (Дорожной карты)  МОП ДОО № 70 г. Белгорода по апробации и  внедрению муниципальной модели профориентационной работы «Профессиональный старт в будущее» в части «дошкольное образование» посредством использования технологии «Промышленный туризм»  на базе опорной площадки нашего детского сада 27 января 2021 года прошел пятый семинар «Разработка плана проекта образовательной деятельности по направлению «промышленный туризм».

На семинаре присутствовали педагоги- старшие воспитатели ДОО №№ 5,69,64, 59,66, закрепленных за опорной площадкой нашего детского сада.

Целью семинара было:

  • повышение уровня компетентности педагогов ДОО г. Белгорода по вопросам внедрения в образовательную деятельность модели «Профессиональный старт в будущее», части, касающейся дошкольного образования, посредством внедрения в образовательную деятельность направления промышленный туризм.
  • организация эффективного взаимодействия между педагогами ДОО -опорными площадками и педагогами закрепленными за МОП, внедряющих муниципальную модель «Профессиональный старт в будущее» с использованием направления промышленного туризма.
  • Организационно-методическое, информационное сопровождение ДОО в процессе внедрения модели в деятельность образовательных организаций.

Старший воспитатель Иванчик Л.Н. ознакомила педагогов с определением образовательных задач для реализации плана проекта образовательной деятельности по направлению «промышленный туризм», а именно:

  •    формировать осознание у детей того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • воспитывать у детей бережное отношение к труду и его результатам, чувства уважения к людям труда;
  • формировать у детей умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме планирования.

       Она пояснила, что ознакомление детей с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

         Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями обучающихся.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности в перспективном плане, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

Воспитатель Ворошилова Н.В. осветила перед аудиторией практические аспекты по разработке плана проекта образовательной деятельности через раздел плана «Совместная образовательная деятельность и культурные практики воспитателя и детей в режимных моментах»:

 -совместная деятельность взрослого с детьми:

— через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

— через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

-самостоятельная деятельность детей (через коммуникативную, творческую, познавательную инициативу детей; создание развивающей предметно-пространственной среды; поддержку детской инициативы);

-взаимодействие с семьями воспитанников;

-организация взаимодействия с учреждениями социума.

          Воспитатель акцентировала внимание слушателей на том, что, планируя работу с детьми, педагоги должны заранее продумывать методы руководства самостоятельной деятельностью. Они должны оказывать детям необходимую помощь: помогать организовать игру, активизировать малоактивных детей, предлагая им интересное задание по теме его собственного труда, или же труда взрослых, побуждая их проявлять собственную инициативу, помогать оформить замысел, когда он не отчетлив, дать совет в выборе материалов, организации коллективной работы.

          При планировании работы в изучении профессий согласно возрастным особенностям детей в группах должны быть обозначены центры, где дети могут упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Центры предполагают познакомить детей с многообразием профессий, представляют собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.

          Одной из форм планирования в направлении профориентационной работы по «промышленному туризму» является взаимодействие с семьями воспитанников.               На семинаре перед педагогами выступила родительница группы № 4 Киселева Светлана Николаевна, консультант отдела организации воспроизводства лесов и особо охраняемых природных территорий Белгородской области.

          Она рассказала о направлениях профессий лесного хозяйства Белгородской области и непосредственно специфике своей работы. Также она отметила свое участие во встречах с детьми группы и беседу с ними по профессиям данного направления.

          В конце семинара воспитатель Мезинова Ю.А. провела для педагогов мастер – класс использования технологии «Детский совет» Лидии Васильевны Свирской.

          Фрагмент технологии «Детский совет» показал его реализацию в образовательной области «познавательное развитие», а также перспективное использование данной технологии во всех областях: социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической.

          Использование технологии «Детский совет» позволило воспитателю включить детей в образовательную деятельность, как полноправных участников познавательно-исследовательского процесса, основанного на «субъект-субъектном» подходе. А это значит, что дети активно участвовали в планировании, обсуждении проблем, принятии решений, на основе свободного, осознанного и ответственного выбора сами определяли содержание своего образования, своей деятельности.

          Используя технологию «Детский совет», педагогу удалось объединить детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Обеспечить детям позицию полноправных субъектов деятельности, добиться баланса инициатив взрослых и детей, успешно сформировать у детей способность управлять своей свободой, принимать ответственность за себя и других. Детям это нравилось, пробуждало их активность, творчество и инициативу.

          Необходимым условием для реализации технологии «Детский совет» является использование малого группового пространства и ресурсов развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей принципам ФГОС ДО.

          В мастер – классе, воспитатель на практике познакомила слушателей с использованием технологии «Детский совет» в 2-х вариантах:

  1. При планировании целевых экскурсий.
  2. При закреплении полученных знаний.

При планировании дальнейших целевых экскурсий необходимо выяснить интерес детей, куда и на какое промышленное предприятие они хотели бы отправится в первую очередь. И только на обоснованном детском выборе, мы должны составлять перспективный план посещения предприятий города.

                                                      Старший воспитатель Иванчик Л.Н., воспитатель группы № 7 Ворошилова Н.В.