Общегородское родительское собрание «Комплексный подход в организации взаимодействия детского сада и семьи в вопросе развития связной речи дошкольников»

Автор: | 28.03.2019

28 марта 2019 года в МБДОУ д/с № 70 прошло общегородское родительское собрание на тему «Комплексный подход в организации взаимодействия детского сада и семьи в вопросе развития связной речи дошкольников», посвященное вопросам психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей), повышения их компетентности в развитии и воспитании детей, в том числе в вопросах формирования и развития речи дошкольников.

Целью данного мероприятия было создание условий для консолидации родительского и педагогического состава с целью поиска эффективных способов решения проблемы взаимодействия в вопросе развития связной речи дошкольников.

В рамках родительского собрания были освещены вопросы по овладению дошкольниками речью как средством общения, по развитию связной, грамматически правильной речи, по развитию звуковой и интонационной культуры речи, по развитию речевого творчества у дошкольников, а также родители были ознакомлены с тематической литературой по данному вопросу. 

Методами интерактивного взаимодействия с родителями на встрече педагоги выбрали работу подгруппами (кластерами), интерактивную игру «Мост взаимодействия», обмен опытом и, традиционно, в конце – рефлексию.

Родительское собрание проходило в прямой он-лайн трансляции в программе Skype со старшим методистом МБУ НМИЦ управления образования администрации города Белгорода Невмывака С. А.

Со вступительным словом и введением в тему собрания выступила заведующий детского сада № 70 Шаповалова Светлана Николаевна. В вопросе «Создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей», заведующий представила родителям специалистов и педагогов, оказывающих психолого- педагогического сопровождение дошкольников в детском саду и рассмотрела модель психолого- педагогической поддержки речевого развития детей.

В центре модели – ребёнок, и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь, ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, логопед и психолог, а затем их помощники: инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, средствами речевого развития, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Включение семьи  как партнера и активного субъекта в образовательное пространство детского сада качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

Успех коррекционной работы зависит от тесной взаимосвязи всех специалистов ДОУ, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия:

— объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

— сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Наша задача – информировать родителей о педагогической и воспитательной работе, найти в них союзников и единомышленников и вместе идти к общей цели: формированию всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка.

Совместная работа с родителями основывается на принципах сотрудничества – педагоги видят в родителях полноправных партнёров в речевом развитии ребёнка, индивидуализации – ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка, непрерывности образовательного процесса – осуществление взаимного и ненавязчивого контроля за осуществлением коррекционного процесса.

Комплексный подход в работе педагогов ДОУ и семьи по профилактике нарушений речевого развития дошкольников эффективно способствует повышению компетенции родителей, а также педагогов, в вопросах речевого развития ребёнка, стимуляции речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза, своевременному устранению возрастных и специфических трудностей в речевой деятельности.

Продолжило собрание театрализованное выступление детей.  Театрализованная деятельность и театрализованные игры являются одним из основных методов в формировании связной речи дошкольников. Воспитатель Чалкина Н.Э. показала этот метод родителям на примере театрализованной постановки детьми сказки «Заюшкина избушка» из серии «Машины сказки».

Такая деятельность развивает у детей не только речевое творчество, но и звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, развивает связную монологическую и диалогическую речь дошкольников.

Учитель- логопед Мезенцева Ю.В. ознакомила родителей (законных представителей) с результатами диагностики речи детей в ДОУ (согласно ранее проведенному логопедическому обследования обучающихся в ДОУ), представила в своей презентации краткую аналитическую справку по результатам обследования и общие выводы по данной теме.

Также учитель – логопед в презентационной форме ознакомила родителей о понимании сущности связной речи, формах и методах работы над ее развитием у детей.  Она акцентировала внимание родителей на том, что важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Успешная работа по речевому развитию детей возможна только лишь при тесной взаимосвязи, преемственности всего педагогического коллектива. Роль педагогов детского сада очень велика. Но не меньшей, а может и большей, является роль семьи в процессе развития речи ребёнка. Родители в первую очередь своим примером должны обучать детей, так как они являются главными авторитетами в его жизни, главными воспитателями в жизни ребёнка!

Мезенцева Ю.В. провела интерактивную игровую деятельность с родителями на составление описательного рассказа по картинкам, составление предложений по картинкам и рассказа по серии картинок с целью обучения их совместной работе со своими детьми. В завершении она отметила, что успешное преодоление речевого недоразвития у детей возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения и родителей, единого совместного коррекционно – образовательного пространства и речевой среды.

            В продолжение собрания учитель-логопед Ворошилова Н.В. обсудила с родителями вопрос о современных способах решения проблемы взаимодействия детского сада и родителей посредством информатизации образовательного процесса через проведение онлайн-конференций и онлайн-консультаций. Она напомнила родителям об алгоритме виртуального посещения Центра ИКТ «Онлайн- консультирования», где родители могут получить консультации педагогов и специалистов МБДОУ в индивидуальном и комфортном формате.  Ворошилова Н.В. рассказала родителям о формах дистанционного консультирования и обратила внимание родителей на уже размещенные на сайте ДОУ вебинары педагогов по разным вопросам развития и воспитания детей.

Собрание продолжила педагог-психолог Наймушина О.А. , которая рассказала о роли мотивации в процессе развития речи дошкольника и психологической грамотности родителей и провела с педагогами и родителями совместную интерактивную игру «Мост взаимодействия». В данной игре родители и педагоги определяли совместную работу по теме развития речи детей и строили мост через реку из «кирпичиков» — общих задач, методов и приемов, а также профессиональных качеств, который должен объединить усилия двух сторон- педагогов и родителей- в достижении единой цели.

Все родители активно участвовали, дискутировали, спорили, делились и обменивались опытом. Возникало очень много спорных вопросов, на которые все совместно искали правильный ответ. Педагоги ставили дополнительные проблемные вопросы, и родители вдумчиво и оживленно искали на них ответы, взвешивая все «за» и «против», споря, объясняя, убеждая. 

Вывод был один —  родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания и развития детей может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Основа этого союза — единство стремлений, взглядов на развивающий процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

В завершении родительского собрания была проведена рефлексия «Дерево желаний». Родители и педагоги загадывали совместные желания по развитию речи детей и совместной дальнейшей работе в этом направлении и с каждым совместным желанием привязывали ленточку к дереву тем самым

«оживляя» его и веря, что желания обязательно будут исполнены.

Как подарок каждому родителю за активное взаимодействие и встречу были вручены подготовленные педагогами- логопедами буклеты по формированию связной речи дошкольников.

                                                                                   Учитель- логопед, воспитатель:                                          Ворошилова Н.В.